На колёсах. Измайлово
31-10-2019

Прежде всего, прошу воздержаться от перепостов. А то – мало ли кто увидит, вдруг дойдёт до мэра и его улучшайзеров, а они как накинутся да как благоугробят!.. (((

А местечко чудесное, и жалко будет, если Москва его утратит.

Усадьба Измайлово находится на острове, попасть на который можно через три моста. Два из них пешеходные, и с одного открывается вот этот чудесный вид. Да, конечно, китч… но издали смотрится как декорация к фильму-сказке, этакий град Китеж.

А на самом острове – постройки XVII–XVIII веков, храм с чудесными изразцами, немноголюдье и такая тишина, какой в городе практически не бывает. Старые яблони с толстыми стволами, тенистые аллеи… был бы я помоложе и не такой женатый, гулял бы там с подружками, кормили бы уток, сидели на расстеленном пледе, помаленьку выпивали и вели куртуазные разговоры… идеальное место для того, чтобы, создав соответствующее настроение, «увлечь ея подъ сѣнь кущ».

Молодёжь, берите на заметку (только – тсссс!)))

В первой четверти XVI века Измайлово принадлежало шурину Ивана Грозного Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. Уже тогда в имении стояли боярская усадьба и церковь, были два пруда, в излучине реки Робки находились крестьянские дворы. В 1640–1650 годах усадьбой владел его внук Никита Иванович. Наследников он не оставил, и после его смерти Измайлово перешло в Приказ Большого Дворца.

Царевич Пётр со своими «потешными» бывал не только в Преображенском, но и в Измайлове. В одном из амбаров измайловского Льняного двора будущий император обнаружил деревянный ботик «Святой Николай», не то купленный ещё Никитой Ивановичем для катания семейства по прудам, не то привезённый англичанами в подарок Алексею Михайловичу. Заморская диковина очень заинтересовала Петра; голландский корабельный мастер Карштен Брандт привёл посудину в порядок, установил на ней мачту и парус, и после нескольких плаваний, совершённых царевичем вокруг острова, ботик был перевезён на Яузу. Здесь, в Измайлове, Петру было тесновато – душа требовала чего-то большего.

Памятник Петру I работы Льва Кербеля был установлен на Серебряном острове в 1998 году в ознаменование 300-летия российского флота. Поговаривали, что вообще-то монумент был создан в рамках конкурса, в котором даже одержал победу, но якобы Зураб Церетели благодаря связям на самом верху сумел повернуть ситуацию в свою пользу, в результате чего творение Кербеля сплавили сюда, а для «Гулливера» намыли специальный  островок рядом с «Красным Октябрём».

Период расцвета усадьбы Измайлово пришёлся на царствование Анны Иоанновны, кузины Петра I и дочери его единокровного брата Иоанна Алексеевича, с которым Пётр Алексеевич сидел в своё время бок о бок на двухместном троне. После кончины Иоанна V его вдова с тремя дочерями поселилась в царских хоромах на Измайловском острове. Здесь со времён царя Алексея Михайловича существовало хорошо налаженное дворцовое хозяйство. Яблоневые, грушевые и вишнёвые сады окружали берега двадцати прудов – Просяного, Лебедевского, Серебрянского, Пиявочного и других. В прудах водились стерляди с золотыми кольцами в жабрах, которые, как замечал историк Семевский, были надеты ещё при царе Иване IV Васильевиче. В оранжереях усадьбы росли тропические растения и заморские тюльпаны. Царь Алексей Михайлович разбил в усадьбе тутовый сад и плодоносящий виноградник. Во дворце был придворный театр, в котором ставили пьесы.

В окрестностях располагались стекольный, чугунный и кирпичный заводы, пасека, льняная мануфактура, аптекарский огород, три сада, пять каменных риг, девять мельниц. В имении также находились 37 прудов, десятинная пашня и множество дворов – воловий, конюшенный, скотный, житный, сенной, птичий и другие. В период пребывания вдовствующей царицы Прасковьи Фёдоровны Измайлово оставалось островком старой России, которого не затронули бурные преобразования царя Петра I (разве что был по его приказу ликвидирован стекольный завод).

В 1731 году по желанию Анны Иоанновны в Измайлове был создан зверинец, на тот момент – крупнейший в России. Его территория занимала больше ста десятин, в нём содержались львы, тигры, дикобразы и обезьяны. Кроме того, в тот период в Измайлове ещё существовали крупные псарный и птичий дворы. Псовая охота с командой егерей была излюбленной забавой Анны Иоанновны.

Императрица настолько любила усадьбу, в которой прошло её детство, что в честь неё дала имя третьему по старшинству пехотному полку русской гвардии, сформированному по её указу в 1730 году и вскоре переведённому в Санкт-Петербург. Здесь же, на острове, рядом с царским дворцом стояли Преображенский и Семёновский полки, и нередко Анна Иоанновна присутствовала на проводимых смотрах и манёврах.

В первые годы своего царствования Анна Иоанновна часто посещала Измайлово, решала там все важные государственные дела, принимала заграничных послов. Память об этом периоде сохранилась во втором названии Мостовой башни – Сенатская, поскольку именно в ней на втором ярусе проходили встречи Сената. В записях Снегирёва упоминается, что «по субботам туда съезжались с рапортами о решённых и нерешённых делах. Там бывали и суды и расправа; близ старого зверинца стояла тогда виселица у съезжей избы».

Потом наступил период запустения, и только при Николае I в усадьбе начались перемены. Впервые император посетил Измайлово в 1837 году, вскоре после чего был подписан указ о создании на острове Военной богадельни. По мнению историков, Николай взял за образец парижский инвалидный дом Людовика XIV. Средства на строительство выделили князь Сергей Гагарин и некоторые другие благотворители, руководил проектом архитектор Константин Тон. В ходе реализации своего замысла Тон довольно решительно обошёлся с древним Покровским собором: северное и южное крылья храма разобрали, и с обеих сторон от церкви возвели солдатские корпуса с лазаретом на 60 мест, солдатской столовой и палатами для проживания 200 солдат (в каждом) и восточный офицерский корпус со столовой, буфетом и библиотекой, предназначавшийся для проживания 20 офицеров.

Из-за столь серьёзных перестроек были к проекту Тона претензии даже у современников, но государю всё понравилось – Николай Павлович вообще к Константину Андреевичу благоволил, он даже удостоил своим присутствием обряд освящения обновлённого собора 12 апреля 1849 года.

Роскошный пятиглавый храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове создал зодчий Иван Кузнечик в 1671–1679 годах, разноцветные изразцы – работы мастера Степана Полубеса. Золотистые, красные, синие и зелёные изразцы с рисунком «павлинье око» покрывают верхнюю часть фасадов храма и широкие фризы барабанов глав, создавая завораживающее впечатление. В прошлом его усиливала позолота пяти куполов.

А ещё на территории усадьбы располагаются Чугунные ворота (бывший главный въезд на территорию богадельни) и «Львиный» фонтан, изготовленный в мастерской Измайловской военной богадельни на средства купца И. Сорокина.

Вскоре после революции богадельня приказала долго жить, поскольку новая власть её не финансировала. А в 1924 году на Измайловском острове был зарегистрирован рабочий посёлок – городок имени Баумана. Согласно переписи 1926 года в нём было 2223 жителя, для них работали амбулатория и две школы. В 1930-м году часть Измайловского заповедного леса была превращена в парк культуры и отдыха имени Сталина. В 1935 году село вошло в состав Москвы как часть Сталинского района.

В конце 1940-х территорию бывшего села Измайлово начали застраивать многоэтажными домами – так образовался район из 16 Парковых улиц. В честь села Измайлово были названы площадь, шоссе и станция метро, и облик этой части города изменился очень сильно.

А вот на Серебряном острове – вероятно, по причине ограниченности пространства, – ничего особенного не происходило. Городок имени Баумана существовал до 1960-х, к 1970-м годам все его жители были расселены, а комплекс восстановлен и отреставрирован, после чего в нём разместились музейные и выставочные помещения. В наши дни усадьба Измайлово на Измайловском острове является частью Московского государственного объединённого музея-заповедника «Коломенское – Измайлово – Люблино».

Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Всякому овощу своё
Ирина Луканова
ответить
Ах, как заманчиво! Как же я это туда до сих пор не добралась?! Непорядок! ))) Подумалось тут: может, в дополнение к ПутеБродителям запланировать Вам ещё и ПутеКататели? Лень ленью, но, может, всё-таки... )))

В Москве, кстати, интересных парков множество. Когда думал о них, вдруг сообразил, что я умудрился в Лефортово не побывать ни разу в жизни. Да и не только там.(( В общем, есть где время провести.
Ирина Луканова
О, а я в Лефортово тоже не была. Нужно будет восполнять пробелы)))
Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Всякому овощу своё