Погружаясь в тему
05-11-2019

Не знаю, случается ли подобное с вами, но сам я неоднократно замечал, что при погружении в какую-то тему нечто интересное можно найти совершенно без усилий и там, где ты даже и не думал ничего искать. Словно Мироздание передаёт тебе дружеский привет: «А вот глянь-ка на это, как тебе?»

Как известно постоянным читателям этого блога, автор в настоящее время заканчивает подготовку новой автобусной экскурсии «Москва Владимира Высоцкого».

В такой ситуации не ознакомиться с экспозицией музея Высоцкого было бы, по меньшей мере, странно.

Музей мне понравился. Удачное сочетание подлинных вещей и документов с интерактивными технологиями. Например, в первом же зале огромное панно, похожее на шкалу настройки радиолы 1960-х годов выпуска, а на ней вместо ожидаемых «Бухарест – Лондон – Монте-Карло» названия фильмов и спектаклей, ключевые факты биографии. И посетитель может, покрутив верньер, навести вертикальную линию настройки на соответствующий квадратик на шкале и, нажав кнопку, услышать фрагмент фонограммы, увидеть фото или видео по данной теме.

Реквизит и сценические костюмы, переданные музею Театром на Таганке, невольно наводят на мысль, что не так-то уж много было Высоцким сыграно, но грусть по этому поводу исчезает, когда понимаешь, что всё-таки не актёрство являлось главным в жизни Владимира Семёновича, и сам он видел своё предназначение в другом – в песенном творчестве, в поэзии.

Современные технологии, используемые в экспозиции, производят сильное впечатление – хотя и неоднозначное. В одном из залов можно увидеть голограмму Высоцкого, и меня восхитило то, как это придумано… но очень мешал восприятию проступавший сквозь Владимира Высоцкого Сергей Безруков. То есть умом я понимал, что воплотить замысел другим способом просто не получалось (даже компьютерный рендер вряд ли выглядел бы более правдиво и уж наверняка не показался бы более живым) – но восхититься зрелищем мне мешал всё тот же внутренний стопор, не пускавший, например, на фильм «Спасибо, что живой». К Безрукову отношусь нормально, но маску как способ решения художественной задачи принять не могу. Если человек играет человека, а не инопланетянина, то возможен только грим, а не накладная маска.

Сфотографировать голограмму, наверное, технически невозможно, да к тому же и запрещается делать фото в этом зале, поэтому иллюстрация из соседнего. ))

Посмертную маску Высоцкого посетитель видит на третьем этаже, в небольшом зале, посвящённом печальному дню 28 июля 1980 года. Фотоснимки и воспоминания участников траурной церемонии задевают в душе какую-то струну, мысленно оказываешься там и ощущаешь то, что выразила Аза Лихитченко, диктор ЦТВ и однокурсница Высоцкого по Школе-студии МХАТ:

«Я была на его похоронах, и такое чувство было, будто душа его разлетелась, и осколком – в каждое сердце».

Но – хватит о грустном. Человек не умер, пока его помнят, и в этом смысле Владимир Высоцкий живее очень многих.

 

Вернусь к тому, с чего начал.

С каким бы упорством ты ни работал над своей задачей, когда-то нужно и отдыхать, переключаться на другое. И вот, читаю чисто для развлечения книгу Михаила Веллера «Странник и его страна», и вдруг…

В общем, процитирую – с удовольствием и сугубо в ознакомительных целях. )) Надеюсь, Михаил Иосифович не воспримет как нарушение его авторских прав.

Концерт

Железная дорога расходится из Хаваста на три стороны: к северу Ташкент, к востоку Фергана, к западу Самарканд. Эта кочка на ровном месте работает узловой станцией. Конкретно на вокзал я прибрел к полуночи: влезть в темноте в какой-нибудь из проходящих пассажирских.

Вокзал был типовой российской архитектуры начала девятисотых: два одноэтажных крыла вдоль перрона и выход из кассового зала в центральной ротонде. Медный колокол, красная фуражка, Анна Каренина и теплушки гражданской войны.

Что характерно, народу было много, и все русские. Движение в расписании значилось насыщенное. Найдя место, я читал оставленную кем-то газету и поглядывал через ряд на компанию с гитарой.

Эти местные пацаны играли на уровне двора и в антрактах пили портвейн. Примечательно то, что на самом полуинтеллигентном алела футболка с портретом Че Гевары; по моему разумению, им вообще знать не полагалось, кто это, учтите место и время, гибель Че была еще свежа, легенда начинала возникать на Западе, просачиваясь к нам через элитные контакты. В эдакой глуши я с некоторым неудовольствием обнаружил конкурента по разуму. В супердефицитной на зависть майке.

Они бренчали и гнусавили свою шпанюковскую романтику, негромко так, неагрессивно. Вокзал служил им клубом. А я поглядывал, как они берут аккорды. Они прихватывали басы большим пальцем и сбивались, когда били восьмерку. Дети подворотен.

Моя полубородка, взгляды и куртка с серебряными пуговицами были ими выделены.

– Парень, вы откуда? Куда едете? С нами, может, посидите? – с церемонным уважением и на вы.

Я был приглашен, посажен и обслужен. Скучали они. Любопытствовали.

– Может быть, выпьете с нами? – Стакан портвагена и конфетка.

После круговой вернулись к гитаре.

– Вы так смотрите. Вы сами, наверно, играете?

Ну, я им сказал, что немного, но тихо петь не умею, так лучше пойти на воздух. Мы вышли к двум лавочкам под звезды и сели на спинки. Я попросил еще конфету для голоса, чтоб не сорвать, и получил стакан к двум конфетам.

А теперь несколько слов, что такое была песня под гитару. На пластинках их не существовало. Магнитофонов еще почти ни у кого не было, дорогая редкость, владельца мага звали с тяжелым катушечным ящиком во все компании. Пленок не достать. Переписать было негде и не с чего. По радио их не передавали, по телевизору тем более. Тексты не издавали, упаси боже, ноты сами понимаете. Живой устный фольклор. Не зная фамилий.

В Москве и Ленинграде гнездились клубы, компании, общение, студенты и молодая интеллигенция. В областных городах уже не знали почти ничего. В глубинке пели официальный радиорепертуар и матерные частушки.

Авторская песня была неподцензурна и свободна, она была политическим протестом уже по факту существования, она была действительностью души вопреки приказному лицемерию и приличию.

Она началась давно, после войны, с «Неистов и упрям…» Окуджавы, а после хрущевского XX съезда распустилась в рост, и появились Городницкий, Галич, Кукин, Анчаров и много, много. А только что, в 67-м, вышла «Вертикаль» с четырьмя песнями Высоцкого, и это был взрыв, прорыв, обвал и атас.

Песня с гитарой – это то, что было нельзя – но было можно, чего не было – но на самом деле оно именно и было. Это был выход из государственной идеологии в пространство всамделишной твоей жизни.

Во как я изложил. Так сложно не думали. Вот как самурай учился стихосложению – приличный пацан хотел уметь играть на гитаре. Я оттачивал квалификацию в общаге и дурдоме. Так себе исполнитель. За неимением лучшего в своем кругу. Не столько голос мал, как слух туг. Шесть блатников на семиструнке плюс мелкие примочки.

Но когда на тебя смотрят – ты наполняешься значением зрительских ожиданий.

Я откашлялся, порыкал и взял «Як-истребитель». Начал я тихонько, издалека, а после «ми-ии-ирр ваш-шему до-му-уу» взвыл, наддал, загремел струнами и заорал все громче до надрыва с хрипом. Я громко могу орать с хрипом. Высоцкий, конечно, лучше. Милые мои, да где ж его взять, кто ж его на той станции видел и слышал. Я хуже… но тоже громко, местами даже очень громче. Я вел по памяти его исполнение, с чувством на отрыв. Я взмок и пробил по струнам финал, подражая слышанному.

Народ безмолвствовал. Они ж не меня слушали. Они песню, перенесенную мной, слушали. Это ж было – неизвестное, никогда не слыханное, ни на что не похожее, убойное! Я протянул руку, взял зажженную сигарету, сделал две затяжки и отдал обратно.
Общение меняет тональность, когда у тебя начинают дрожать пальцы. Твои вибрации расходятся в окружающее пространство.

Дальше была «Как призывный набат», я редкой горстью рубил дробь по струнам в такт и топот. И тут что-то стало происходить. Не то кругом, не то во мне. Не то чтобы это было про нас – наша сущность и наша жизнь, потери и надежды наши и были этой песней.
Никогда ни до, ни после я не попадал в каждую ноту и не вытягивал все, что хотел.

В разном ритме и дыхании мешались «Караганда» Галича, «Парашютисты» Анчарова, «Перелетные ангелы» Городницкото, «Сапоги» Окуджавы и много еще чего, я сам не все знал, откуда чье. Нет, ну я специально еще чередовал, чтоб песни шли разные, неожиданные, по контрасту. Милые, если бы можно было передать прозой силу и чувство поющихся ночью стихов, вы бы сейчас рыдали беспрерывно.

Коридорные шаги злой угрозою, было небо голубым, стало розовым, заиграла в жилах кровь коня троянского, переводим мы любовь с итальянского. Простите пехоте, что так неразумна бывает она, всегда мы уходим, когда над землею бушует весна, и шагом неверным, по лестничке шаткой, спасения нет: лишь белые вербы, как белые сестры, глядят тебе вслед. Три дня искали мы в тайге капот и крылья, три дня искали в тайге Серегу, а он чуть-чуть не долетел, совсем немного не дотянул он до посадочных огней. И крикнул Господь, эй, ключари, отворите ворота в сад, даю приказ: от зари до зари в рай пропускать десант. Капитана в тот день называли на ты, боцман с юнгой сравнялись в талантах, распрямляя хребты и срывая бинты бесновались матросы на вантах!.. Ждите нас, невстреченные школьницы-невесты в маленьких асфальтовых южных городках… Вот все это и многое другое пел я, отдавая выше невеликих своих умений, черной ночью на станции в Хавасте.

А кругом давно стояло все население вокзала, все прохожие, дежурная, смазчики, милиционер, вокзальная проститутка, гулявшие пары, поздние пассажиры, бичи, хулиганы, лица толпы белели, и они слушали; глаза их отблескивали под фонарем, от них исходило все самое лучшее, самое чистое и благородное, мужественное, доброе, они смотрели на меня, будто я был значительнее их, я был как в фокусе всех лучей, и я готов был сейчас умереть за них, вот за таких, и за то, чтоб это как можно дольше не кончалось.
И когда, после энного стакана и конфеты, я заревел «Спасите наши души!!!» в отчаянии и ярости на всю округу, а гитара уже рвалась и трещала, я был не я. Да я вылупился из себя и взмыл на мощных крыльях, как орел мог вылупиться из серого воробья! Я был миссионер и просветитель, предводитель, художник, акын и гомер.

И одновременно какой-то неприкаянной клеткой мозга я сознавал себя самозванцем, калифом на час, притворяющимся звездой и суперменом и буквально подменяющим собою Высоцкого, без спроса и оповещения. Словно я узурпировал то, что ему причиталось и принадлежало. Ведь они, которые слушали и внимали, не знали ничего, им сошло откровение. Счастье мое было неловким.

Я закончил в половине третьего. Два часа без перерывов. Я протянул гитару владельцу, выпил последний стакан, закурил и сипло сказал: «Все». Толпа постояла и помолчала.

Подошел ташкентский скорый. Проводы меня походили на похороны Ленина впечатленным пролетариатом. Меня подали с рук на руки знакомому проводнику и сказали, что вот этот доедет докуда сам тебе скажет. И если не доедет, ты больше здесь можешь не проезжать, мало тебе не покажется, ты понял? Народ видишь? Вези как следует.

Утром я проснулся на верхней полке в служебке и слез попить. Пряча глаза, проводник сказал, что скоро пойдет ревизор, и надо заплатить. Он обещал, он уважает, но ревизор ведь.

Я сошел на ближайшей станции, сказав проводнику, что он скотина. Всю ночь я отдавал себя людям. Они меня на руках носили. Но его там не было. Сукин кот.

Когда я протрезвел, то разобрался, что они посадили меня не в ту сторону.
 

Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Чем чёрт не
Ирина Луканова
ответить
Отрывок из книги замечательный. Спасибо. А насчет погружения в тему, Вы правы. У меня тоже такое случалось. Человек, подобно радиоприёмнику, настраивается на некую волну и получает необходимую информацию (порой совсем неожиданную), которая, в принципе, и до этого существовала в "открытом доступе", но на другой волне))).

Да, я это примерно так и воспринимаю.
Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Чем чёрт не