Это может прозвучать нахально, но соответствует действительности: «Я пишу медленнее, чем раскупаются мои книги». Так или иначе, первые 2 тома «ПутеБродителя» за год распроданы и уже переизданы, а я для обещанного 3-го тома успел написать за истекший год всего лишь 4 статьи. Хотя, быть может, текст нравится читателям именно потому, что автор старается писать его как можно лучше.

Надеюсь, что эти тексты вам понравятся. Любой из них вы можете разместить на своей страничке в социальных сетях – для этого в нижней части 1-й страницы каждой статьи есть специальные кнопки. (Как говорится, вам ничего не стоит, а мне будет приятно. «А когда мнэ будит пириятно, я тебя так довезу, что тибе тожэ будит пириятно».))

Если отрывки вас заинтересовали настолько, что захотелось прочесть книгу целиком, то без стеснения можете обращаться ко мне. Собираясь на экскурсию, оставьте сообщение на сайте или позвоните, и я прихвачу экземпляр специально для вас. Авторским тщеславием не страдаю, но подписывать книги люблю. Так что автограф будет бесплатным, а книга в любом случае обойдётся дешевле, чем в магазине.

X

Кулишки

Слово «кулишки» означает топкое, болотистое место. Возможно, в древности здесь было настоящее болото, где водились кулики. Во всяком случае, грунт в этом месте и вправду очень рыхлый, и за те несколько веков, что стоит здесь церковь, она ушла в землю на три с половиной метра и колокольня её заметно отклонилась от вертикали.

Приято думать, что церковь была построена в память русских воинов, павших в 1380 году в Куликовской битве. Вполне возможно, поскольку именно здесь пролегал путь Дмитрия Донского с дружиной из Кремля на поле сражения, и этой же дорогой князь возвратился с победой. Но в любом случае построенная при Дмитрии Донском церковь была разрушена в Смутное время и отстроена заново лишь в 1687 году.

Существует легенда, что в 1666 году – когда храм пребывал в запустении – в этом районе расплодилась нечистая сила, вытворявшая здесь всякие мелкие пакости и прочие полтергейсты, в связи с чем и появилось выражение «у черта на Куличках», ведь 666 – это «число Зверя», как известно. Версия по-своему интересна, но сильно уязвима. Ведь в 1666 году русские люди считали, что живут в 7174 году от сотворения мира, поскольку на Руси летоисчисление от Рождества Христова было введено только при Петре I.

Закрытую в 1930 году церковь не уничтожили, потому что она находилась в распоряжении наркомата внутренних дел. Какие у НКВД были дела, хорошо известно, и в 1994 году никто не удивился, когда в подвале храма, возвращённого патриархии, были обнаружены человеческие скелеты с пулевыми отверстиями в черепах.

Было и ещё одно трагическое событие, тоже связанное с Всесвятской церковью. Варварские ворота назывались ещё и Всесвятскими, потому что к этой же церкви принадлежала часовня чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Традиционное ежегодное празднование, о котором я рассказывал, летом 1771 года не состоялось из-за эпидемии чумы. Страшная инфекция распространялась по городу, в котором не было ни водопровода, ни канализации, и практически бессильны были против болезни московские доктора. После нескольких случаев самосудных расправ над лекарями солдатам приказали повсюду сопровождать их, но сил у медицины от этого не прибавилось. Паника охватила не только простонародье – даже генерал-губернатор граф Салтыков покинул город.

Петербург отделился от Москвы карантином, и москвичам стало ясно, что они брошены на произвол судьбы. Люди искали спасения в молитвах, и тут какому-то простолюдину приснился сон, всё объяснявший. Выходило, будто чума наслана на москвичей в наказание за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери (а в том году праздника во славу иконы не проводилось – духовные власти хотя и не ведали, отчего происходят эпидемии, но рассудили, что в сложившейся ситуации скопление горожан в одном месте может поспособствовать распространению заразы).

Придя к воротам, сновидец поведал православным открывшуюся ему истину – что ежели всем миром воздать чудотворной иконе почести, то мор непременно прекратится, – потом кто-то приволок ящик, в который немедленно посыпались пожертвования на «всемирную свечу». Настоятель собора вмешаться в ситуацию не рискнул; слухи разнеслись по отчаявшемуся городу, и вскоре к Всесвятским воротам повалили толпы богомольцев, желающих приложиться к чудотворной иконе. Притащили лестницы, приставили к стене – и в зачумлённом городе началось такое, хуже чего и придумать было невозможно.

Архиепископ Амвросий, приказавший икону убрать в церковь, а кружки для сбора пожертвований опечатать, принял решение правильное… но самоубийственное. Толпа впала в ярость, ощутив себя преданной властью не только светской, но и духовной. Ворвавшись в Кремль, разгромили резиденцию архиепископа – Чудов монастырь, ударили в набат, и вскоре весь город впал в безумство, поскольку винные погреба тоже были захвачены. На другой день добрались до Донского монастыря, где пытался укрыться Амвросий, нашли его и растерзали. Начались грабежи и бесчинства – а чего ж, коли Отец Небесный от нас отступился, а владыки земные и вовсе разбежались.

Если и оставалась в Москве какая-либо власть, то сосредоточилась она в руках генерал-поручика Петра Еропкина. Вышедший в отставку после Семилетней войны, он возглавлял Главную соляную контору и одновременно надзирал «за здравием всего города Москвы». Военный опыт ему очень пригодился 16 сентября 1771 года, когда бунтовщики снова попытались ворваться в Кремль, а в ответ на требование разойтись схватились за булыжники. Ударил пушечный выстрел – сперва для острастки, а затем и картечью, прямой наводкой. Толпа разбежалась, а кто не успел, тот был схвачен солдатами и посажен под арест.

Однако на другой день волнения продолжились: горожане требовали освобождения арестованных и отмены карантинов. Не дожидаясь подмоги из Петербурга, Еропкин снова применил силу, и бунт вскоре был подавлен окончательно. Прибывшему из столицы для наведения порядка Григорию Орлову было доложено, что порядок восстановлен, 78 человек убито и около 300 находятся под арестом в ожидании суда. Суд был скорый и суровый, ибо целью имел нагнать страху на бунтовавший город.

Четверых приговорённых к смертной казни немедля повесили, тела порубили на куски и, закоптив, чтоб не сгнили, оставили на всеобщее обозрение. Дюжину подростков прилюдно выпороли самым жестоким образом, а ещё 160 человек были подвергнуты экзекуции в соответствии с прегрешениями. За грабежи и прочий разбой отрубали приговорённому кисть правой руки, обрубок вешали на шею, и в таком виде возили по городу на вонючей телеге золотаря. Уличённых в распространении слухов били кнутом, а прочим бунтовщикам выжигали на щеках буквы ВО-РЪ и отправляли на каторгу.

Петра Еропкина Екатерина II произвела в чин генерал-аншефа и назначила московским генерал-губернатором, отправив в отставку 70-летнего графа Салтыкова.

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

1