Почувствуйте разницу
22-04-2019

«Вот два изображенья: вот и вот.

На этих двух портретах – лица братьев.

Смотрите, сколько прелести в одном:

Лоб, как у Зевса, кудри Аполлона,

Взгляд Марса, гордый, наводящий страх,

Величие Меркурия, с посланьем

Слетающего наземь с облаков.

Собранье качеств, в каждом из которых

Печать какого-либо божества,

Дающих званье человека. Это

Ваш первый муж. А это ваш второй.

Он – словно колос, пораженный порчей,

В соседстве с чистым. Где у вас глаза?».

Шекспир, «Гамлет»

 


В Серебряном переулке я бываю не так уж редко. Собственно, его никак не миновать, если проводишь пешеходную экскурсию, посвящённую Льву Кекушеву.

Клиника д-ра Руднева – один из ключевых моментов сюжета. Для этого заказчика Кекушев спроектировал и возвёл 2 постройки: клинику в 1902-м и по соседству доходный дом 10 лет спустя.

Первый из проектов пришёлся на период творческого расцвета архитектора – здание получилось неброским, но очень стильным. Второй заказ Лев Николаевич выполнял в свои, увы, не лучшие годы – без вдохновения, без озарений… существует даже легенда о том, что архитектор бросил проект, так и не достроив дом. Доходник не то чтобы некрасив – нет, видали мы и похуже, – но от звезды московского модерна невольно ждёшь шедевра… а тут видишь нечто совершенно ординарное и неинтересное.

 

Разумеется, сравнение двух работ Льва Николаевича использовалось отнюдь не для выставления оценок, а лишь в качестве иллюстрации к рассказу о драматической судьбе Кекушева.
И лишь один аспект меня огорчал в этой части экскурсии. Здание бывшей клиники, а в советский период – военного госпиталя им. Мандрыко, в ходе проводившегося в последние годы ремонта претерпело некоторые изменения. Когда отчистили от множества слоёв краски стену цокольного этажа, и оказалось, что цоколь был облицован плитами золотистого песчаника – это восхищало. А вот когда исчезли металлические козырьки над обоими входами – это тревожило. Оставалось лишь надеяться, что козырьки были демонтированы с целью реставрации или ради их безопасности на время работ – вдруг грузовик, сдавая задним ходом, заденет козырёк и покорёжит ажурный кронштейн.
 

Но на втором году ремонта успокаивать себя этой надеждой становилось всё труднее, и более вероятной становилась версия, что козырьки переместились на дачу какого-нибудь генерала (а то и прапорщика) медицинской службы, где пристроились над дверями гаража и сауны… И это ещё в лучшем случае. Кому как, а лично мне горько думать, что произведение искусства тупо сдали в утиль – уж лучше бы его спёрли, тогда оно всё же сохранилось бы в реальном мире и потому оставался хоть призрачный, но теоретически возможный шанс на возвращение.

 

Однако иногда бывает так, что лучше бы пропажа оказалась утраченной навеки.

Вот как выглядят теперь козырьки на фасаде. Не стану писать, что я об этом думаю.

 

Фотографии Маргариты Фединой (кроме последнего снимка, разумеется).

Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Всякому овощу своё
Максим
ответить
Да, нам есть кого отправить реставрировать Нотрдам. Мастера от бога. Самородки.

"Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно..."
Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Всякому овощу своё
Ирина Луканова
ответить
Слов нет... Грустно... Тычем во все стороны пальцАми, а у себя в глазу.... (((((
Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Всякому овощу своё