Записки экскурсовода
08-04-2017

Что отличает индивидуальную экскурсию от обычной?..

Уверен, что не тема и не маршрут, даже если они подобраны специально для этой группы с учётом интересов участников экскурсии. На мой взгляд, важнее содержания эмоциональная составляющая. Экскурсия хотя и содержит в себе элемент лекции, но всё же лекцией не является. Конечно, при желании зафиксировать информацию экскурсант может делать заметки или пытаться запомнить сказанное, – тем не менее, главной добычей, принесённой им из этого похода, окажутся не факты, а общее впечатление, воспоминание о пережитых на этой прогулке эмоциональных состояниях.

На обычной сборной экскурсии группа складывается случайным образом, и всё же участников кое-что объединяет: любовь к истории, желание узнать свой город, иногда – интерес лично к экскурсоводу (примерно как ходят в кино на любимого артиста). В любом случае, каждый из пришедших на экскурсию сделал это по собственному желанию. Именно это и служит объединяющим фактором. С такой группой работать не так уж трудно: люди заранее настроены на то, что будет происходить, их реакции в целом предсказуемы, да и сам процесс обычно более или менее соответствует сценарию, даже с учётом импровизаций.

На индивидуальной экскурсии ситуация иная. Есть инициатор, заказавший её по каким-то своим соображениям (развлечь компанию друзей перед началом застолья; показать город приезжим друзьям; пробудить в ребёнке интерес к истории; наконец, просто провести запланированное мероприятие для школьного класса) – и есть приведённая им группа, которая иной раз ни о каких пешеходных экскурсиях и думать не думала до вчерашнего дня. Этих людей связывают личные – порой многолетние – отношения, в каждой группе существует какой-то свой эмоциональный фон, и экскурсоводу нужно этот фон ощутить и быть ему созвучным. Во всяком случае, в первые минуты общения надо настроиться с группой в унисон, а уже дальше, плавно перетащив центр внимания на себя, управлять их вниманием и настроением. Если не начать с установки эмоционального контакта, дальше получится, как на школьном уроке: училка бубнит своё, а класс занимается своими делами…

Но вот как нащупать эмоциональный контакт с людьми, которых видишь впервые в жизни?

А на это есть первое правило Глеба Жеглова – говорить с ними о них же самих (потом найдётся повод съехать с этой темы на нужную вам, но начинать с того, что непосредственно относится к ним – это беспроигрышный вариант). Поэтому весьма желательно получить точку опоры, узнав от заказчика что-то о своей будущей аудитории ещё до встречи с группой. Когда вы хоть что-то знаете о своих слушателях, жизненный опыт или общая эрудиция должны подсказать вам какую-то «плодотворную дебютную идею». Нащупав её, нелишне будет слегка копнуть тему вглубь (хотя бы с помощью Википедии – она довольно часто «сеет разумное»), как минимум, не попадёте впросак, если что; а может, ещё и вычитаете нечто такое, что пригодится в будущем.

Вот с такой домашней заготовки имеет смысл начинать. Как это может выглядеть практически?

Например, на зимних каникулах была у меня группа школьников из Красноярска. И первое, что я сделал после того, как поздоровался и представился, – задал вопрос: «А знаете, что есть общего у Красноярска и Москвы?..» (Они задумались.)

«Вот у вас там река Енисей. И в самом центре города – речной вокзал, да? Так вот, в Москве тоже есть речной вокзал. И эти два здания – родные братья, построены по одному проекту. Я когда был у вас в командировке и увидел его, сразу заметил, как они похожи… Жалко, я тогда не знал про один интересный факт и не обратил внимания на эту деталь – а теперь разве что вы мне сможете помочь разобраться. У нас на речном вокзале есть шпиль, а на нём – звезда, причём непростая. Позолоченная. Она раньше красовалась на Спасской башне Кремля, но когда вместо металлических звёзд там установили светящиеся, то старые были сняты, и одна из них потом оказалась на нашем речном вокзале. А другая вполне могла оказаться на вашем – но я не знаю, произошло это или нет…»

Пока я рассказывал, один подросток возился со своим телефоном – и едва я закончил, предъявил фотку объекта. Звёздочка на шпиле была, но размером гораздо меньше московской.

«Ого! – говорю. – Прямо не отходя от кассы… Лихо! Я так не умею».

(Ну, это уже приём из Краткого курса вербовки агентуры – выразить восхищение тем, что у человека хорошо получается; если говорится искренне, то срабатывает безотказно, и особенно хорошо воспринимается заслуженный комплимент на фоне лёгкого анти-комплимента самому себе).

И всё, дистанция между школьниками и взрослым сократилась до минимальной и комфортной для всех, и дальше нас уже ничто не беспокоило, кроме холода, да и то – больше меня, чем юных сибиряков.))

Ну и для тех, кому стало интересно, что же там всё-таки получилось с кремлёвской звездой.

Вот она. И по соотношению размеров нетрудно сделать вывод, что эти щенки – не из одного помёта. ))

Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Игра не стоит
Комментариев пока нет